Прокурорская проверка по охране труда

Главная/ Статьи/ Проверка прокуратуры/ Прокурорская проверка по охране труда
От прокурорской проверки по охране труда не застрахован ни один работодатель. Прокуроры уполномочены проверять, как исполняются на предприятии положения трудового законодательства. В процедуре могут участвовать представители ГИТ, Ростехнадзора, Росприроднадзора, Роспотребнадзора и остальных надзорных органов.

Поводы для прокурорской проверки по охране труда

  • Необходимость планового исследования.
  • Выполнение поручения вышестоящих органов прокуратуры с целью комплексной ревизии исполнения норм Трудового кодекса в конкретной компании или на выбранной территории.
  • Внеплановая выборочная проверка, вызванная получением данных о злоупотреблениях.
  • Публикации в СМИ о том, что нарушаются права персонала (тогда визит органов контроля инициирует не только руководство прокуратуры, но и ее работники, ответственные за этот вид надзора).
  • Поданное заявление или обращение человека в устной форме о том, что нарушаются законодательные нормативы России.

Чаще всего поводом становится жалоба недовольного члена коллектива. Обычно он обращается сразу в две инстанции: в прокуратуру по месту нахождения юридического лица и в ГИТ соответствующего субъекта РФ. Проверочные мероприятия по заявке осуществляются в порядке надзора по ФЗ-2202-1.

Правила проведения

Поскольку в процедуре может участвовать большое число людей, о ее начале работодатель должен быть извещен заранее. Стартом можно считать момент, когда представитель прокуратуры показал свое служебное удостоверение и документы, послужившие обоснованием для ее инициирования. В случае, когда они не предъявляются, проверку можно считать незаконной. Фирма имеет право от нее отказаться. На ней в обязательном порядке также присутствует руководство фирмы.

Представитель государственных органов в письменном виде берет объяснения у связанных с предметом ревизии должностных лиц и других граждан. Он проверяет только документацию и материалы, освещающие поступившую информацию о нарушениях. Копии с них снимаются только по запросу.

При обнаружении нарушения выносится постановление о его ликвидации. Возбуждается административное дело, собранные материалы направляются в Государственную трудовую инспекцию для взыскания штрафа, приостановления хозяйственной деятельности и т. п.

Если были найдены злоупотребления, составляется акт прокурорского надзора, который передается должностным лицам или органам, полномочным для их ликвидации. Организация обязывается отправить в прокуратуру отчет об устраненных недочетах в течение 30 дней.

Распространенные причины обращения работников

  • Задержка зарплаты
  • Наложение дисциплинарного взыскания
  • Непредоставление отпуска или компенсации за него
  • Увольнение, перевод, понижение в должности
  • Лишение премии
  • Удержание из денежного вознаграждения
  • Отсутствие положенных выплат
  • Другие ущемления прав работников

Иногда основанием для незапланированного посещения становится отправленная в госинспекцию сводная ведомость результатов спецоценки. Если в ней говорится, что существует риск причинения вреда жизни или здоровью сотрудников: условия, в которых они трудятся, являются опасными или вредными; неверно установлен размер компенсации; не выдаются средства индивидуальной защиты и т.п.

Что надо знать

  • Период обследования продолжается не дольше месяца; при необходимости он продлевается до 2-х месяцев.
  • Его можно приостанавливать на срок до 6 месяцев и возобновлять.
  • Прокурор не может вынести решение о наложении административного штрафа.
  • Действия и заключение прокурорской проверки по охране труда можно обжаловать в судебной инстанции.
  • Повторное мероприятие по тому же поводу проводится только в исключительных случаях.

Прокурор не имеет права привлекать юридическое или должностное лицо к административной ответственности. Он уполномочен выдать определение, в котором будут указаны время и место рассмотрения дела об административном правонарушении. Постановления и протоколы выписывают инспекторы ГИТ в пределах установленных в КоАП размерах штрафов.

Если будет установлен факт повторной невыплаты заработной платы, прокуратура привлечет виновных к ответственности в виде дисквалификации.  Если зарплата не выплачивается дольше 2 месяцев, надзорные органы могут применить по отношению к руководству меры уголовно-правового воздействия.

Как уже было сказано выше, прокуратура имеет право привлекать к обследованиям специалистов из различных сфер. Ведь ее сотрудники не имеют специальных знаний в определенных отраслях производства, в вопросах функционирования оборудования и способах его безопасного использования. Поднадзорные субъекты прокуратуры направляют своих специалистов по ее запросам.

Поэтому прокуроры могут осуществлять ревизию с применением различных подходов.  Они не заменяют собой остальные органы контроля и не выполняют плановые действия, исключая ситуации, относящиеся к прямому надзору. Они также принимают участие в планировании мероприятий и контролируют их осуществление.

Особые полномочия прокурора

  • Беспрепятственный доступ на территорию и в здание после предъявления документов.
  • Изучение всей необходимой для расследования информации.
  • Запросы на предоставление нужных сведений руководству и персоналу.
  • Вызов имеющих отношение к делу людей для получения объяснений.

Прокурор не мешает ведению бизнеса: он смотрит только ту документацию, которая касается обращения, и должен придерживаться сроков рассмотрения заявок граждан: по общепринятому правилу, заявитель должен получить ответ через месяц после подачи жалобы.

Должны соблюдаться формы прокурорского реагирования, включая протест, представление и постановление. Получив данные о вероятном совершении противоправных действий, прокурор обязан отправить предостережение об их недопустимости.

Наказания за умышленное невыполнение прокурорских требований

Размеры штрафов в соответствии с КоАП РФ Статья 17.7:

  • для обычных граждан — 1000-1500 руб.;
  • для занимающих руководящие должности — 2000-3000 руб. либо дисквалификация от полугода до года;
  • для предприятий – 50 000-100 000 руб. или приостановление работы на период до 3-х месяцев.

Сопровождение прокурорской проверки специалистами нашей компании

Не только выводы, но и сам факт проведения контрольных мероприятий могут нанести существенный ущерб. Не зная, как правильно действовать, и не умея найти общий язык с представителями госорганов, можно серьезно усугубить ситуацию. В нервозной обстановке легко совершить множество досадных ошибок:

  • не дать то, чтобы было запрошено проверяющими;
  • выдать не те материалы, которые требуются;
  • некорректно себя вести.

А ведь даже за непредставление сведений можно получить штраф. Чтобы этого не произошло, необходимо обратиться к профессиональным юристам, для которых сопровождение проверки прокуратуры – привычная задача, успешно решенная множество раз. Мы досконально на практике изучили все нюансы и сможем обеспечить законность и защитить интересы заказчика.

Мы знаем, что необходимо показывать по требованию прокуратуры, что можно и чего не нужно делать. Проконсультируем вас по срокам тех или иных действий, объясним, какими полномочиями обладают представители закона и что им не позволено.

Поможем обжаловать итог прокурорской проверки по охране труда в суде и оспорить действия прокурора, если они не соответствовали требованиям закона. Это позволит вам избежать внушительных денежных взысканий и риска остановки бизнес-процессов компании.

Чтобы быть полностью подготовленными к любым неожиданностям и не опасаться внеплановых визитов контролирующих структур, необходимо периодически проводить аудит охраны труда.  Независимая экспертиза даст возможность выявить все «узкие места» и ликвидировать недочеты. Это также дополнительно обезопасит жизнь и здоровье людей, избавив вас от угрозы возникновения неприятностей и проблем.